Представлен пересказ послания Апостола на современном разговорном языке. Для получения полного понимания текста следует обратиться к оригиналу.
ЧИСТОТА БЛАГОВЕСТИЯ
Павел посланник, избранный не людьми и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых пишет: благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который по воле Бога и Небесного Отца нашего отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от жизни в лукавстве, каковая обыденна в этом мире.
Ему, Богу нашему, слава во веки веков. Аминь.
И вы от Благодати призвавшего вас Бога не переходите к иному благовествованию, которое внедряют люди, удовлетворяющие своим интересам, и тем смущают вас, искажая благовествование Христово.
Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет отделен от собрания христиан (анафема).
Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет отделен.
У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы работником Христа.
Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть плод человеческого разума, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал христианские общины, преуспевал в Иудейской религии более многих моих сверстников, и был неумеренным ревнителем иудейских преданий.
Когда же Бог, избравший меня от моего рождения, и, призвавший Своей благодатью, благоволил открыть мне Благовестие, чтобы я возвещал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с людьми, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
Потом, спустя три года, я ходил в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать; другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу.
В последствии я отошел в страны Сирии и Киликии. Общинам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда, ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, и прославляли за меня Бога.
(по Послание к Галатам 1:1-24, пересказ)
СЛУШАТЬ БОГА, А НЕ ЧЕЛОВЕКА
В знаменитых чем-либо или почетных, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека. А вкрадывающимся лжебратиям, наблюдающим за нашей духовной свободой во Христе, искажающим Благовестие чтобы поработить нас, ни уступать ни покоряться не следует, чтобы истина благовествования сохранилась у вас.
Когда же Апостол Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, ибо до прибытия некоторых от Иакова, он ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь иудеев. Вместе с ним лицемерили и прочие так, что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
Узнав, что человек оправдывается не делами закона Моисея, а только верою в Иисуса Христа, мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою в Него, а не делами Иудейского закона; ибо делами перед Богом не оправдается никто.
Закон заповедей, который я не смог исполнить осудил меня, но во Христе я умер для закона Моисея, чтобы жить для Бога; я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне воскресший Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою во Христа, Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Не отвергайте благодати Божией; а если исполнением законом Моисея дается оправдание человеку, то Христос напрасно умер.
(Послание к Галатам 2:1-21, пересказ)
ВЕРУЮЩИЕ ВО ХРИСТА - НАСЛЕДНИКИ БЛАГОСЛОВЕНИЯ
О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
Это только хочу знать от вас: через дела ли закона Моисея вы получили Святого Духа, или через наставление в вере во Христа?
Так ли вы несмысленны, что, начав духовным, теперь оканчиваете плотским?
Столь многое претерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
Бог, подающий вам Святой Дух, и, совершающий между вами чудеса, через дела ли закона Моисея это производит, или через наставление в вере во Христа?
Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие во Христа сонаследники Аврааму, уверовавшего в обещания Божьи.
И в Писании говорится, что Бог предвозвестил Аврааму: в тебе благословятся все народы.
Итак, верующие во Христа благословляются с верным Богу Авраамом; а все, утверждающие себя на делах закона Моисея, находятся под клятвою закона. Ибо написано: проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона.
А, что исполнением закона Моисея никто не оправдывается перед Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
Исполнение же закона Моисея не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Христос искупил нас от осуждения законом Моисея, приняв на Себя тяжесть осуждения, чтобы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на всех уверовавших, и, чтобы каждый мог получить обещанного Святого Духа верою в Него.
Ибо, если благословения Божьи наследуются по мере исполнения закона Моисея, то тогда они уже не по обещанию, а по делам; но Аврааму Бог даровал благословения по обещанию.
Для чего же ранее был дан закон Моисея? Он дан после произнесения обещаний по причине склонности людей к преступлениям, до времени пришествия веры во Христа, через которого наследуются благословения.
Итак, разве закон Моисея противен обещаниям Божьим? Нет! Но, если бы дан был закон, могущий животворить сущность человека, то подлинно праведность была бы от закона. Но Писание всех заключило под закон Моисея, раскрывающий греховность людей, чтобы удерживать страсти человеческие. По прошествии же времени в котором действовал закон Моисея, исполнение обещания верующим дано по вере в Иисуса Христа.
А до пришествия веры мы заключены были под стражею Закона до того времени, как надлежало открыться вере во Христа.
Итак, закон Моисея был дан до времени, пока люди не были готовы к вере в Христа, чтобы каждому оправдаться перед Богом верою в Него.
Когда пришла вера, мы уже не под руководством закона Моисея, ибо все мы стали сынами Божьими по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
Если же вы, поверив Слову Христа, стали Христовы, то вы наследники благословений Божьих, как и Авраам, который поверил Богу.
(Послание к Галатам 3:1-29, пересказ)
БОЖЬЕ НАСЛЕДСТВО
Наследник, когда еще в детстве, находится в послушании, хотя и будущий хозяин всего; он подчинен попечителям до срока взросления.
Так и мы, когда были в духовном неведении, были порабощены вещественным началам мира. Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от женщины и подчинился закону Моисея, чтобы освободить подзаконных, которые были не способны исполнить закон, и нам получить от Бога усыновление по Его обещанию.
А как вы — сыны Божьи, то Бог послал в сердца ваши Дух Святой, Который взывает к Богу: «Отец мой!»
Потому, ты уже сын, получивший наследство от Бога, и наследник Божьих благословений через Иисуса Христа.
Ранее, не знав Бога, вы служили духам, которых вы принимали за богов, но которые, по существу, не боги.
Ныне же, познав Бога, или, вернее, получив познание от Бога, для чего вы возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным основам материального мира и хотите еще снова поработить себя им и наблюдаете дни, месяцы, времена и годы?
Дети мои, пишу вам я - Павел, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вашем сердце Христос!
Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
Скажите мне вы, желающие быть под властью заповедей закона Моисея, почему вы не внимаете, написанное в законе Моисея?
Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
Но который от рабы, тот рожден по желанию плоти; а который от свободной, тот по обетованию Бога.
В этом есть иносказание; это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве Закону; а небесный Иерусалим свободен: он - матерь всем нам.
Ибо написано: "возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа."
Мы, братия, дети Божьи по обещанию, - так был рожден Исаак.
Но, как тогда рожденный по плоти, гнал рожденного по духу, так и ныне.
Итак, братия, мы дети Божьи, рожденные не для рабства, а для жизни в духовной свободе.
(Послание к Галатам 4:1-31, пересказ)
ДУХОВНАЯ СВОБОДА
Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подводите себя под осуждение законом Моисея.
Оправдывающие себя Законом, остались без Христа, отпали от Божьей благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание по закону Моисея, но действует вера, одухотворенная любовью. Вы шли хорошо, кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Бога Призывающего вас. Но малая "закваска" заблуждения заквашивает все "тесто" учения Христа.
Я уверен о вас в Господе, что вы утвердитесь в Истине; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. О, если бы удалены были возмущающие вас!
К свободе духа призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти пороком, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон Моисея раскрывается одной фразой: люби ближнего твоего, как самого себя.
Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
Я говорю: поступайте по голосу вашего обновленного духа, и вы не будете исполнять навязчивые вожделения плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы делаете не то, что хотели бы.
Если же вы водитесь Святым Духом, то вы не под законом Моисея.
Извращенные дела плоти известны, они есть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, сластолюбие, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ложные учения, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство (самоволие) и тому подобное. Предупреждаю вас, как и прежде предупреждал, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Плод же Святого Духа есть: любовь, радость, мир, долготерпение, доброта, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет правил закона Моисея. Но те, которые Христовы, умертвили извращенные желания плоти со страстями и похотями. Если мы живем под водительством Святого Духа, то по голосу нашего обновленного духа и поступать призваны.
Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
(Послание к Галатам 5:1-26, пересказ)
ЗАБОТА О БЛИЖНЕМ
Братия! если и впадет человек в какое-либо согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов. Ибо, кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь внутреннее удовлетворение, но не похвалу другого, ибо каждый пусть исполняет свое дело и получит похвалу от Бога.
Наставляемый духовным учением, поддерживай наставляющего.
Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает, что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную.
Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
Итак, пока есть время, будем делать добро всем, а наиболее своим по вере.
Во Христе Иисусе ничего не значит исполнение Закона Моисея, но важно то, что вы через Христа перерождены в нового человека.
Тем, которые поступают по этому правилу, мир им и милость.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа да пребывает в духе вашем, братия. Аминь.
(Послание к Галатам 6:1-18, пересказ)
Journal information